Прокол – это инженерно-строительный термин, обозначающий широко распространенный способ бестраншейной прокладки инженерных сетей.
Прокол под автомобильной трассой, прокол под железнодорожными путями, под озером или рекой – в каждом отдельном случае применяются разные технологии, различное оборудование и методы работ.
Прокол – это один из самых простых методов, применяемых в бестраншейных технологиях. Метод основан на создании скважины способом уплотнения основного массива грунта.
Для осуществления прокола образуют два котлована, рабочий и приемный. В рабочем котловане, на необходимой глубине устанавливают специальную раму с двойными домкратами, с помощью которых особая труба с определенными наконечниками пронзает грунт. Затем труба выходит на поверхность в приемном котловане.
Прокол, методы прокола используют в тех случаях, когда необходимо создать отверстие небольшого диаметра.
Кроме механического способа прокола, довольно широкое распространение получили более современные виды прокола – вибропрокол и гидропрокол.
Вибропрокол осуществляется путем применения специализированных источников продольно-направленных колебаний, иначе говоря, вибромолотов. Гидропрокол совершается с помощью особой насадки впереди трубы, из которой выходит мощная струя воды, вода размывает грунт и способствует продвижению трубы в нужном направлении.